Для Вас, родители!

Для Вас, родители!

Консультация для родителей

«Семейное чтение».


«Чтение в годы детства – это, прежде всего,
воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства 
к сокровенным уголкам детской души».
В. Сухомлинский

         Трудно переоценить значение семейного чтения для развития ребенка. Необходимо с раннего возраста приучать ребенка сначала слушать, как ему читают, а затем, когда ребенок научится читать сам, постепенно переводить его на самостоятельное чтение. Но даже когда ребенок научится читать сам, не следует совсем прекращать практику совместного чтения. Взрослый читает более эмоционально, создавая у ребенка живое представление о написанном, и к тому же объясняет малышу непонятные слова и эпизоды.
          Совместное чтение, разговор о прочитанном не только сближает родителей и детей, но и оказывает большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества. Читающий ребенок быстрее развивается, Легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни. Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. В процессе чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное.
            К сожалению, сейчас в некоторых семьях книги уступают место телевизору, компьютерным играм, интернету. А это вредит не только зрению, но и здоровью всего организма.
            Для того чтобы вырастить вдумчивого читателя, от родителей потребуется много терпения и труда. Нужно собственным примером показывать, что взрослые любят читать, бережно относятся к книгам, что у каждой книге есть свое место на книжной полке.
            С малых лет ребенка нужно приучать правильно держать книгу в руках, аккуратно перелистывать странички, не рвать, ни в коем случае не рисовать в книге. Введите ритуал чтения перед сном. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну.
             Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или дома в плохую погоду. Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.
            Начинать воспитывать будущего читателя нужно с раннего возраста, читая детям колыбельные песенки, потешки, пальчиковые игры.
            Первые стихи – это стихи об игрушках А. Барто.
            Книги должны быть красочно иллюстрированы, ребенку нужно показать действиями, о чем говорится в стихотворении. Затем нужно переходить к сказкам в стихах – К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова и др.
             Нужно показать ребенку портрет, поговорить о биографии, а после чтения произведения обязательно поговорить с ребенком о прочитанном. Старшим дошкольникам уже нужно читать произведения более длинные по содержанию, чтение можно растянуть на несколько дней, но важно, чтобы все истории заканчивались хорошо и не содержали слишком страшных событий. Такое чтение с продолжением способствует развитию памяти и внимания, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с полюбившимся героем.
                 Ребенок, которому систематически читают, более интеллектуально развит, у него обширный словарный запас, хорошо развита память, воображение, мышление, речь. И в дальнейшем, конечно, он успешно будет учиться в школе. Но никогда не нужно читать ребенку насильно, это приведет к негативному отношению ребенка к чтению. Важно увлечь ребенка, заинтересовать, выбрав для чтения удобное время.
               Слушая чтение взрослого, рассматривая с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других людей. Совместное чтение сближает взрослых и детей, наполняет содержанием радостные минуты общения.
              Как выбрать книгу для чтения?
              Сначала взрослый должен прочитать книгу сам, определить, что даст эта книга уму и сердцу ребенка, выбрать непонятные для ребенка слова и выражения, подумать, как их объяснить. Читайте детям регулярно, старайтесь сделать семейное чтение неотъемлемой частью вашей жизни. Подключайте к чтению всех членов семьи, это сплотит семью, сделает ее дружной. Окружите ребенка книгами. Если в доме много книг, ребенок рано начинает читать.
 «Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге,
Если чтение не стало его духовной потребностью
На всю жизнь- в годы отрочества душа подростка будет
Пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда
Взявшееся плохое»
В. А. Сухомлинский
             В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели.
            Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути? » От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
           Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Дошкольник и книга», которые заключаются в следующем:
             - Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н. Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека.
            - Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач, и воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа.
               Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, викторины, конкурсы, которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.
               Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
                    Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации.
                  Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное.
                  Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
                  Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:
            - родителям глубже понять своего ребенка.
            - сплотить семью через чтение художественных произведений.
            - вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.





«Сказочные уроки»- формирование у детей навыков безопасного поведения дома, когда в дверь стучится незнакомец.

Мир детей не похож на мир взрослых! В нем тесно переплелись фантазия и реальность. Многие проблемы с детьми возникают из-за непонимания их мира – странного, часто нереального. Исправить ситуацию вам помогут народные сказки. Они станут тем волшебным мостиком, который соединяет два разных мира – детский и взрослый.
         С помощью сказок вы можете многому научить своего малыша. Дело в том, что в сказке важные для детей понятия даны образно и поэтому хорошо усваиваются, причем (что очень важно) на подсознательном уровне. Здесь главное – правильно расставить акценты.
         Касаясь темы безопасности ребенка, когда он дома один, подойдут такие сказки, как:
         В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой, чтобы она дала отравленное яблоко царевне; В «Аленьком цветочке» чудище оказалось добрым заколдованным принцем; «Золушка» была в лохмотьях, испачкана сажей, но была доброй. Эти сказки могут донести до ребенка то, что внешность незнакомца не всегда совпадает его с намерениями.
Благодаря сказкам «Волк и семеро козлят», «Сказке о глупом мышонке», «Красная шапочка», ребенок поймет, как важно слушаться старших.
Сказка заранее готовит ребенка к сложным ситуациям, в которых он может оказаться, когда подрастет. Слушая историю «Заюшкина избушка» малыш обычно сочувствует зайцу, которого лиса выгнала из его дома. Объясните ребенку: все произошло потому, что хозяин дома пустил к себе лису. Когда малыш подрастет, и будет оставаться дома один, у него в подсознании будет заложена подсказка: нельзя пускать в дом посторонних.
  
Полезные советы:

1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы сможете вовремя увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.

2. Рассказывая сказку, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного!

3. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребенка. Как только видите, что он теряет интерес, сразу же закругляйтесь.

4. Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает ему решить.

5. Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями! В сказках сюжет изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребенок не получил лишнюю информацию, которая может его испугать. Если вы считаете, что иллюстрации к сказке слишком детальны или реалистичны, не надо заострять на них внимание малыша.
6. Очень полезно поиграть в сказку, инсценировать ее. Возьмите, например, плюшевого мишку в левую руку, мячик-Колобок – в правую и изобразите диалог между ними. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребенок охотно присоединится к вам. «Героями» могут быть игрушки, нарисованные и вырезанные фигурки, тени на стене. А к празднику можно всей семьей нарядиться в сказочных героев и разыграть сказку на импровизированной домашней сцене.
           Помните, что сказка ложь, да в ней намек…
            «Безопасность ребенка». Показатель психологической защищенности ребенка — чувство собственного достоинства и уверенность.
 В ситуации ребенок и незнакомец, важно, чтобы ребенок был уверен в себе, очень важно привить ребенку это качество в дошкольном возрасте, только тогда он сможет адекватно реагировать на незнакомых ему людей.
 "Основной показатель психологической защищенности ребенка – чувство собственного достоинства и уверенность в собственных силах, которые надо помочь ему сохранить.

Как же это сделать?

Чрезмерные рассказы об опасностях, подстерегающих ребенка, не могут выработать у него ни положительных навыков, ни послушания, а только будут способствовать развитию повышенной тревожности, неуверенности в себе и т. д.

 1. Позвольте малышу вырабатывать собственные отношения со взрослыми. 
Нормы вежливого поведения, к которым приучают ребенка с младенчества, должны соответствовать с реалистичным взглядом на жизнь. Если ребенок по каким-либо причинам не хочет общаться со взрослым, не заставляйте его быть рядом с неприятными для малыша людьми, даже если эти люди приятны Вам.
Традиционные воспитательные штампы «не смей так говорить о взрослых» или «тетя-дядя хочет тебя поцеловать – подставь щеку» абсолютизируют авторитет взрослого. Если Вам это удастся, ребенок никогда не сможет устоять против воли другого, даже враждебного к нему, человека.
Вспомните, сколько раз Вы себе говорили: «что не поддамся на уговоры, когда меня заставляют делать, то, что мне неприятно» или «в следующий раз я обязательно себя смогу защитить». Но из раза в раз под влиянием авторитета родителей (начальника или др. значимых людей, Вы продолжаете поддаваться давлению в ущерб своим интересам. А ведь могли бы тактично отказать, не обижая ни себя, ни другого человека. Как Вы думаете, почему это происходит?
С другой стороны, если ребенку постоянно говорить, что все чужие дядя и тети - плохие и опасные, вряд ли в трудную минуту Ваш ребенок обратится к ним за помощью. А такое ведь тоже может случиться.
Как сделать, чтобы ребенок не устранялся от общения с «чужими», а, прежде всего, умел говорить «нет» и настоять на своем (конечно в вежливой форме?
Когда малыш учится противостоять окружающему миру, к сожалению, подопытными оказываются прежде всего родители. Но это не самое плохое. Если ребенок, благодаря Вам, сумел противостоять вашему авторитету, то сможет противостоять и влиянию дурного окружения. Именно со слова «НЕТ» начинается «НЕТ»: протянутой сигарете или таблетке, предложению «прошвырнуться по подвалам» или «давай напугаем малявок» и т. п.

2. Родитель должен иметь полное представление, чем занят ребенок в течение дня, но контроль не должен довлеть над ребенком.
Беседуйте с детьми об их друзьях, не осуждая несимпатичных Вам. Просто выясняйте, что собой представляет новый знакомый, какие у него интересы, чем они занимаются вместе. Какими чертами он особенно приятен Вашему ребенку.
Через отношения к другим Вы сможете узнавать больше и о своем ребенке.
Пусть дома будет телефон и адрес этого знакомого, аккуратно узнайте, как зовут родителей. Так Вы сможете быть наготове, если вдруг понадобиться вмешаться.
Дружите с соседями в Вашем доме. Для начала начните первыми с ним здороваться. Таким образом, Вы устанавливаете благожелательную атмосферу вокруг Вашей семьи, учите ребенка вежливости и создаете БЕЗОПАСНУЮ среду. Именно от этих людей раньше всех может придти предостережение, помощь или необходимая информация.
Наблюдайте за играми и местами скопления детей и подростков в Вашем районе. Постарайтесь знать по именам детей, гуляющих в Вашем дворе.

Безопасность ребенка достигается, прежде всего, воспитанием ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА и САМОДОСТАТОЧНОСТИ,
 а так же ДОВЕРИТЕЛЬНЫМИ отношениями в семье.







Консультация "Нетрадиционные техники рисования"

   
        В вашей семье появился малыш. Он растет и развивается, и уже ходит в наш детский сад. С ним работают грамотные специалисты. С помощью нас воспитателей, Ваш ребенок получает сведения об окружающем  мире, учится различать добро и зло, а так же делает первые шаги навстречу к искусству.
       Все дети в дошкольном возрасте с удовольствием рисуют. Малыши начинают рисовать уже тогда, когда еще не могут говорить. Рисунок становится символичным  выражением речи карапуза, отражением его внутреннего мира. И так важно в этот  главный момент в жизни малыша поддержать его, создать ребенку такие условия, где бы он мог свободно и с интересом развиваться.
       Предлагаю Вашему вниманию некоторые техники рисования, которыми Вы можете воспользоваться дома, рисуя с Вашим малышом. Возможно, какие-то техники и приемы Вам уже знакомы, а что-то будет для вас новым и интересным.
       Рисуя дома с вашим ребенком, помните о том, что развивая творческие способности, развивая его креативность, вы будете способствовать общему психическому и личному развитию ребенка.
Желаю творческих побед!
Гуашевое волшебство
Отпечатки
"Лебедь по морю плывет"
I этап
Предложите малышу смочить лист водой. Далее пусть он возьмет большую щетинную кисть и заколлерует бумагу синей краской. Дайте листу высохнуть.


II этап
Возьмите пластиковую одноразовую тарелку и разведите в ней белую гуашевую краску так, чтобы получилась консистенция сметаны. Предложите малышу опустить руку в тарелку с белой краской, а затем сделать рукой отпечаток на листе синего цвета.



III этап
А теперь попытайтесь превратить отпечаток руки в красивого белого лебедя. Дайте ребенку маленькие белечьи кисти (№1 и №2) и предложите дорисовать голову, носик, ротик. Затем пусть он пофантазирует и придумает, как красиво и необычно сделать хвост, крылья и лапки. Завершающим этапом будет погружение нашего красавца в природное пространство. Нарисуйте солнце, облака, море. Работа готова.


IV этап.
Попросите малыша придумать название своей картины и описать ее ввиде истории или сказки о своем персонаже.



"Белочки-подружки"
I этап
Аналогичным способом заколлеруйте лист зеленой краской. Дайте листу высохнуть.

II этап
В пластиковой тарелочке разведите коричневую краску-гуашь. Предложите малышу обмакнуть обе руки и поставить отпечатки на зеленом листе.

III этап.
Тонкой белечью кистью малыш превращает отпечатки в красивые могучие деревья, дорисовывая ветки и листья. Далее можно нарисовать два дупла и поместить в них белочек-подружек. Завершаем работу тем, что погружаем наши деревья в природное пространство. Ребенок рисует вверху  линию горизонта, солнце, облака. Внизу полянку и траву.

IV этап.
Придумывание название работы и сочинения истории.

"Злючки-колючки"
(на снятие агрессии и мышечного напряжения)


I этап
Смочите лист водой. По сырому листу закрасьте небольшое пространство (слева желтой краской, затем охрой внизу и красной справа). Желательно, чтобы цвета плавно переходили один в другой.



II этап.
Разведите в пластиковой тарелочке фиолетовую краску и добавьте в нее чуть-чуть белой. Для удобства лист лучше перевернуть. Обмакнув руку в тарелочку, малыш делает три отпечатка на листе.

III этап
А теперь предложите малышу превратить эти отпечатки в злобных человечков.



IV этап
Обязательно предложите ребенку дать название своей работе и рассказать об этих неприятных, кусачих существах. Это очень важно, поскольку во время рассказа происходит выплеск  накопившейся негативной энергии в приемлемой форме. Это хорошая расслабляющая и тонизирующая техника. Особенно когда дети испытывают гнев, кричат, балуются, предложите им нарисовать таких человечков.

Комментариев нет :

Отправить комментарий